Телефон
+7(47356) 3-10-53 общий
Адрес электронной почты:

srcn-vorob@govvrn.ru

Программа психологической помощи семьям с детьми, вынужденно покинувших зоны боевых действий.
Главная / Новости / Программа психологической помощи семьям с детьми, вынужденно покинувших зоны боевых действий.

Программа психологической помощи семьям с детьми, вынужденно покинувших зоны боевых действий. СКАЧАТЬ

Добрый день!

  Меня зовут Кулешова Ольга Александровна, работаю педагогом-психологом в Казенном учреждении Воронежской области «Воробьевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Представляем Вашему вниманию Программу психологической помощи семьям с детьми, вынужденно покинувших зоны боевых действий, эта программа была адаптирована на  семьях прибывших из зоны боевых действий.

С начала спецоперации в Россию прибыли более 557 тыс. беженцев с территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик. Всю дорогу до пунктов временного размещения и непосредственно по прибытии с ними работают специалисты.

Непосредственно нашим  ПВР начиная с февраля 2022г.  было принято 65 человек.

 Изменилась работа центра с началом спецоперации.

— Как правило, никто сам не просит помощи у психолога, потому что человек в подобной ситуации полностью поглощён своими эмоциями.

Потеря обычного уклада жизни, необходимость покинуть свой дом, незнание, что будет происходить дальше в новом месте, в новом окружении, — очень тяжёлая ситуация в принципе. Поэтому первое, что человек испытывает в подобных обстоятельствах, — это, безусловно, страх и растерянность. Наша задача  — увидеть человека, нуждающегося в помощи, и постараться ему помочь.

 «Важно ощущение безопасности»

— Для человека, покинувшего свой дом, безусловно, важно найти ответ на вопрос, когда он туда вернётся, но я бы, пожалуй, не называла его самым часто задаваемым. Больше всего всё-таки мы переживаем за людей, поэтому самые распространённые запросы связаны с членами семьи или друзьями. Из-за стресса у людей могут быть резкие перепады настроения, слишком яркая реакция на раздражители, может нарушаться сон, аппетит.

    Если мы говорим о детях, то их состояние очень сильно зависит от того, как ведут себя старшие родственники, как они объясняют происходящее — и объясняют ли вообще, чувствует ли себя ребёнок защищённым. Соответственно, стресс может проявляться в том, что ребёнок перестал слушаться, или стал необычно активным, или выглядит подавленным. Дети могут часто вспоминать свою любимую игрушку, если не было возможности забрать её из дома или она потерялась по дороге. Часто говорят о домашних животных, хотя есть много случаев, когда питомца всё-таки удаётся привезти с собой.

   Пожилые люди сильно переживают из-за того, что им пришлось покинуть понятное, родное место, где всё обустроено так, как они привыкли. С большей грустью, чем молодёжь, они вспоминают не только дом, но и какие-то определённые вещи, связанные с памятью, скажем, фотоальбомы, которые пришлось оставить.

— Стихийное бедствие, техногенная катастрофа и другие происшествия имеют одно существенное отличие от нынешней ситуации. Это конечность, то есть некое событие уже произошло и известно, что именно случилось. Сейчас люди переживают особенно остро, потому что у них нет возможности спрогнозировать хоть сколько-нибудь обозримое будущее. Они живут в ПВР и не знают, сколько они там пробудут: несколько дней, недель? Как они смогут вернуться домой? Когда всё начнёт налаживаться? Всё это накладывает сильный отпечаток на эмоциональное состояние человека.

При этом, какими бы страшными обстоятельства ни были, разные люди в совершенно разных ситуациях часто благодарят наших специалистов за оказанную помощь. Это огромная ценность, что человек даже в своём тяжёлом положении находит силы сказать спасибо. И конечно, сам факт того, что это становится возможным, — пожалуй, самое важное, что есть в нашей работе.

Даже в чрезвычайных ситуациях человеку свойственно надеяться на лучшее. И это хорошо. Это показатель нашей способности быть нацеленными на будущее, на продолжение собственной жизни и жизни своих близких. Да и вообще это особенность психики, которая нам помогает справляться.

 

Представляет Вашему вниманию Программу психологической помощи семьям с детьми, вынужденно покинувших зоны боевых действий, эта программа была адаптирована на  семьях прибывших из зоны боевых действий.

 

Целью нашей программы является : Психологическое сопровождение семей с детьми прибывших из зоны боевых действий в период социокультурной адаптации

 

Задачи программы:

- Установление контакта с семьей

-Выявление проблем и трудностей в семье.

-Организация самопознания в процессе конструктивнойобратной связи

-Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов

-Обеспечение коррекции личности (при наличии проблем)

-Формирование стрессоустойчивости к жизненным обстоятельствам

 

 

Практической значимостью программы является:

-Программа представляет практическую разработку занятий в виде тренинговых, практических занятий, упражнений.

-Современная политическая, социокультурная ситуация в России создает ряд проблем, которые необходимо решить на социально-психологическом уровне.

-В единую стратегию действий войдут индивидуальные и групповые формы развивающих (коррекционных) занятий.

 

Актуальность программы содержит в себе:

-Актуальность программы продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории РФ, что привело к появлению в общеобразовательных учреждениях детей мигрантов, а в пунктах временного пребывания семей с детьми. Дети резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям, обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям и знакомствам.

-Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации  мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.

 

Реализация программы:

Программа психологической и педагогической поддержки могут быть ориентированы:

-        на развитие коммуникативных навыков, формирование сензитивности;

  • на формирование уверенного поведения и социальной успешности;
  • на развитие готовности к самоопределению и способности к осуществлению морального выбора;

  Наиболее эффективной формой реализации подобных программ является тренинг; формирование ценностных ориентаций успешно проходит в устойчивых детских подростковых обьединениях, ориентированных на коллективную деятельность.

 

ВЫВОДЫ:

Проведенную программу психологической помощи семье с детьми, вынужденно покинувшим зоны боевых действий, можно считать достаточно успешной и эффективной.

Эффективность характеризуется волнообразной динамикой, подъем эффективности на начальном этапе, спад к середине цикла, в связи с чем программа имела цикличность и применялась с учетом индивидуальных особенностей.

Дальнейшая работа отмечена наличием положительной динамики.

Программу  по оказанию психологической помощи планируется продолжать в заданном направлении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В настоящее время в России одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения являются вынужденные мигранты. Если учесть, что более половины любой группы вынужденных мигрантов обычно составляют дети, то становится очевидным, что и на их плечи ложится тяжелый груз проблем, с которыми сталкивается данная категория населения. Дети уязвимы, зависимы, им необходима поддержка взрослых не только для физического выживания, но и для психологического и социального благополучия, и для успешной адаптации в новом окружении. Дети вынужденных мигрантов - прежде всего остаются детьми и поэтому требуют к себе особого внимания.

Исходной посылкой и основной проблемой обучения и адаптации детей – мигрантов как фактора их социальной адаптации, как мы отметили, является знание ими русского языка. На мой взгляд, важнейшим условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение актуальных потребностей, среди которых наибольшее значение приобретают следующие потребности в: чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть социально-психологической защищенным, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!